Этот термин пришел в русский язык из французского, где
nuance означает «оттенок, тонкое различие». Само слово образовалось от глагола
nuer — «подбирать цвета, оттенять».
Стоит различать нюансы и контрасты. Так, контрастные композиции строятся на резком противопоставлении — белого и черного, зеленого и красного, теплого и холодного. Они рассчитаны на быстрый и сильный эффект, на яркое эмоциональное воздействие. Нюансы же предполагают более вдумчивый и долгий осмотр произведения. Они раскрываются по мере рассматривания композиции, усиливают впечатление от глубины цвета и его переливов, подчеркивают богатство палитры художника.
Плавные переходы цвета видны уже в ранних произведениях
живописи. Например, на фаюмских портретах — погребальных портретах
Древнего Египта I—III веков. Цвет кожи изображенного складывался из множества тонких оттенков: от розового до светло-бежевого.
Большого мастерства в нюансировках достигли древнерусские иконописцы. Они писали образы постепенно, нанося
краски слой за слоем: сначала накладывали темный тон, затем постепенно его высветляли. Также они добавляли мягкие «подрумянки» и «притинки» — розоватые оттенки и легкие притенения.
Большое внимание нюансам уделяли художники Возрождения.
Леонардо да Винчи даже создал прием сфумато — мягкое, постепенное размытие контуров, словно уходящих в тень.
Среди известных русских картин есть немало работ, построенных именно на нюансах. Например, «В парке»
Исаака Левитана 1880 года. Мастер создал ее с помощью множества оттенков зеленого: от светло-салатового до глубокого болотного. Он плавно выводил переходы между теплыми и холодными тонами, сочетал разбеленные и насыщенные оттенки зеленого.
В наше время художники также используют нюансировку. Например,
абстрактная живопись Ивана Новикова часто строится на аккуратных цветовых нюансах. Кроме того, оттенки разных его картин перекликаются друг с другом.
Термин «нюанс» не ограничивается только изобразительным искусством. Тонкие звуковые сочетания в музыке, оттенки смысла в литературном произведении — все это также называется нюансами. Например, русская
меценатка Маргарита Морозова описывала музыку
Александра Скрябина этим термином: