Неопримитивизмом называют художественное течение начала ХХ века, которое опиралось на традиции народного и архаического искусства.
Неопримитивизм считается первым течением русского авангарда. Его появление связывают с деятельностью художников, организовавших выставку «Бубновый валет» в декабре 1910 года. Представленные на ней работы произвели настоящий скандал: художники, названные затем неопримитивистами, демонстративно отрицали главные явления как классического, так и современного им русского искусства.
Впервые употребил этот термин и сформулировал основные принципы направления художник-авангардист Александр Шевченко. В 1913 году в брошюре «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» он писал:
“
Мы берем за точку отправления нашего Искусства лубок, примитив, икону, т.к. находим в них наиболее острое, наиболее непосредственное восприятие жизни, притом чисто живописное.
Кроме того, неопримитивисты черпали вдохновение в торговых вывесках и афишах, культуре городских низов и работах художников-любителей. А также использовали мотивы из росписей китайского фарфора, японских гравюр и персидских миниатюр. Произведения неопримитивистов соединяли в себе и высокое, и обыденное искусство, а иногда и разные культуры и эпохи.
“
Например, картина Наталии Гончаровой «Курильщик» соединила в себе черты современного западного искусства и русского народного творчества: намеренно уплощенная фигура одновременно отсылает и к работам Поля Сезанна, и к стилю «подносной живописи» какого-нибудь анонимного художника-любителя.
Для картин неопримитивистов были характерны плоскостные фигуры, черные контуры, грубая живописная манера, яркие краски, обыденные сюжеты и юмористичность. Поэтому их работы напоминали детские рисунки.
“
При этом каждый художник разрабатывал собственный круг сюжетов и мотивов. Например, Михаил Ларионов изображал сцены в кабаках и парикмахерских, солдат в казармах и провинциальных франтов. Илья Машков писал красочные натюрморты с самоварами и портреты людей в расшитых рубашках, а Наталия Гончарова работала в области религиозной живописи, заимствуя из языка иконописи лаконичность и ясность силуэтов.