До XVII века живописцы изображали предметы или снедь как часть исторических и жанровых картин: писали утварь, цветы, убитую дичь. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в Европе в XVII веке и достиг расцвета в творчестве голландских мастеров. У предметов на картинах живописцев могло быть символическое или аллегорическое значение — например, часы символизировали скоротечность времени.
В России во второй половине XVIII века натюрморты писали преимущественно студенты, которые изображали предметы во время упражнений в композиции. Первые натюрморты как самостоятельные произведения в русском искусстве относятся к 1820-м годам. Долгое время этот жанр считали «низшим» в отличие, например, от исторических полотен. Одним из мастеров натюрморта XIX века был живописец Иван Хруцкий. Он писал сложные композиции с обилием цветов и фруктов. А
художники-передвижники изображали букеты и плоды в естественной композиции, как, например, на полотне
Ильи Репина «Яблоки и листья».
Расцвет натюрморта в русском искусстве пришелся на конец XIX — начало XX века. Натюрморты писали
Константин Коровин,
Петр Кончаловский,
Илья Машков и другие мастера. В этот период были созданы «Красные яблоки на синей скатерти»
Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина, «Фрукты на блюде» Ильи Машкова.