На
Руси деревянные наличники богато украшали
резьбой. Тонкая работа свидетельствовала о богатстве хозяина дома. В каждой области у мастеров были свои секреты и традиции оформления наличников, поэтому каждое изделие было уникальным.
Наличники не только украшали дом, но и служили оберегом. В декор мастера включали символы, которые должны были защитить дом и его хозяев: круги означали солнце, волнообразные линии — воду. Богиню домашнего очага — берегиню — изображали в виде женщины с раскинутыми руками. Также на наличники помещали изображения разных
животных. Например, змей, которые, согласно поверьям, должны были принести хороший урожай.
Наличники использовали не только в деревянном зодчестве, но и в каменной архитектуре более позднего времени.
По форме их разделяют на три типа: простые, неполные и усложненные. Первые сплошной лентой обрамляют оконный проем. Неполные, как правило, обрамляют вход, их контур не замкнут с нижней стороны. Усложненные наличники украшали дополнительными элементами, например «ушками» и «серьгами» — расширениями в верхних углах. В Западной Европе такой декор называется
orillon — на французском «ушко», «ручка». Подобные элементы были характерны для стиля
петровское барокко, который был в моде в первой четверти XVIII века, когда строился
Петербург.
Богато украшали наличники мастера эпохи
барокко, как западноевропейского, так и московского. Также яркий и сложный декор был характерен для московского
узорочья и
псевдорусского стиля. Иногда для одного фасада выполняли абсолютно разные наличники. Ярким примером подобной эклектики считается
церковь Троицы в Никитниках.
В конце XIX века традиционными деревянными наличниками заинтересовались
архитекторы-модернисты, которые часто обращались к древнерусскому
зодчеству и восстанавливали старинные техники резьбы по дереву. Во второй половине столетия этот промысел начал снова развиваться и в деревнях. На Севере мастера при изготовлении наличников использовали ажурную, или пропильную, резьбу, а в средней полосе — глухую, или долбленую.