Мюзикл — это разновидность театрального шоу, в котором присутствуют элементы оперного, хореографического и драматического искусства. Слово образовалось как сокращение от musical comedy, что переводится с английского как «музыкальная комедия».
Этот жанр зародился во второй половине XIX века в США. На него повлияли комические оперы, оперетты, водевили, балет, бурлеск. Черты мюзикла театроведы отмечают еще в постановке «Черный мошенник», премьера которой прошла в Нью-Йорке, на Бродвее, в 1866 году. Новозеландский исследователь мюзиклов Курт Гензль писал: «Либретто спектакля представляло собой мешанину. «Черный мошенник» — это одновременно имитация французской оперы-феерии и итальянской оперы-буффа, и выступление подростков в коротких юбках, и немного мелодрама, и, прежде всего, множество движущихся декораций. Найти что-то менее «единое» трудно».
Британский режиссер Джордж Эдуардс первым назвал музыкальной комедией свой спектакль «Хористка». Премьера постановки состоялась в 1893 году в театре «Принц Уэльский» в Лондоне.
В XX веке композиция и сюжеты мюзиклов усложнились. Раньше в таких представлениях музыкальные номера были вставными, не влияли на развитие действия. А композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн первыми включили песни в сюжет в мюзикле «Оклахома!» 1943 года. Также мюзиклы перестали быть исключительно комедиями.
Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер за свои мюзиклы получил премии «Оскар», «Эмми», «Грэмми» и «Тони». Он создал более 20 постановок в этом жанре, среди которых «Призрак Оперы», «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Кошки». Некоторые современные мюзиклы — например, «Богема», «Злая» и «Гамильтон» — стали такими популярными, что идут на Бродвее десятилетиями.
Во второй половине XX века мюзиклы начали ставить и в других странах. Самыми известными французскими мюзиклами стали «Отверженные», «Нотр-Дам-де-Пари» и «Ромео и Джульетта», а австрийскими — «Элизабет», «Бал вампиров».
Предшественниками мюзиклов в СССР были рок-оперы «Юнона и Авось» и «Орфей и Эвридика». По своей композиции они больше напоминали музыкальные спектакли. Первым оригинальным мюзиклом на русском языке стал «Норд-Ост». Его создали Алексей Иващенко и Георгий Васильев по роману Вениамина Каверина «Два капитана» в 2001 году. В наши дни в российских театрах можно увидеть и адаптации иностранных постановок, и оригинальные мюзиклы — «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Стиляги».
Предпремьерный показ мюзикла Алексея Иващенко и Георгия Васильева «Норд-Ост», Театральный центр на базе ДК завода «Московский подшипник», Москва. 2001 год
Фотография: ОАО «Линк» / ИТАР-ТАСС
Сцена из мюзикла Ричарда Роджерса «Оклахома!», Московский Камерный музыкальный театр, Москва. 1982 год
Фотография: Михаил Строков / Российский национальный музей музыки, Москва
Альберт Асадуллин в роли Орфея в рок-балете Александра Журбина «Орфей и Эвридика». 1980-е годы
Фотография: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Андрей Матвиенко в роли Резанова в рок-балете Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», Омский музыкальный театр, Омск. 2000-е годы
Фотография: Музей театрального искусства, Омск
Валерий Анохин в роли Иисуса в мюзикле Павла Хомского «Иисус Христос — суперзвезда», Театр им. Моссовета. 2000 год
Фотография: Виталий Белоусов / ТАСС
Актеры Дмитрий Ермак в роли Призрака и Елена Бахтиярова в роли Кристин Даэ в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы», Театр Московского дворца молодежи, Москва. 2014 год
Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Актеры Джан Марко Скьяретти в роли Феба и Саломэ Дирман в роли Флер-де-Лис в мюзикле Риккардо Коччанте и Люка Пламондона «Нотр-Дам-де-Пари», Государственный Кремлевский дворец, Москва. 2019 год
Фотография: Артем Геодакян / ТАСС
Сцена из мюзикла Андрея Кончаловского «Преступление и наказание», Московский театр мюзикла, Москва. 2016 год