Мурал как отдельный вид искусства появился около века назад в Мексике — во время революционных событий 1920-х годов. Художники буквально последовали призыву
авангардистов ломать существующие правила классической
живописи и выйти из мастерских, чтобы нести в массы новое революционное искусство. Власти Мексики одобрили новаторскую монументальную живопись, министр просвещения даже заказал молодым художникам несколько росписей общественных зданий.
Как правило, муралы художники создают на собственные средства или в рамках финансируемых городских проектов. В современном мире муралы как арт-объекты часто появляются на фестивалях современного искусства. Например, во время фестиваля в Выксе
Эрик Булатов создал мурал, в котором объединил две свои известные работы — «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии».
От граффити мурал отличается размерами. Он занимает огромное пространство, обычно всю стену здания. Также в отличие от граффити мурал всегда несет художественную и эстетическую ценность, воплощает художественную идею и смысл.
Отличается он и от классической монументальной живописи. Московский художник Дмитрий Аске пишет: