Слово «моралите» происходит от французского
moralite, что означает «мораль», «нравоучительность». В свою очередь французское понятие восходит к латинскому
moralis, то есть «моральный».
Как явление драматургии и театрального искусства моралите появилось в Западной Европе и существовало около двух столетий — с XV по XVI век. Этот жанр развился из средневековых мистерий: в его основе сохранился христианский догмат о добре и зле, но в то же время постановки моралите не были основаны на библейских сюжетах.
Персонажами моралите были Скупость, Себялюбие, Смерть, Добрые дела, Дружба, Родство, Глупость, Богатство и другие добродетели и пороки, которые вступали в борьбу за душу человека. Битва обычно выражалась в словесных поединках, рассуждениях и назидательных речах.
Облик героев, как правило, отражал их внутреннюю суть: Лесть гладила лисьим хвостом Глупость, Сребролюбие прижимало к груди мешок с деньгами, Самодовольство любовалось собой в зеркале.
Моралите учило зрителей тому, что разумный человек выбирает добродетель, а неразумный поддается соблазнам и проигрывает силам зла.
К жанру моралите относятся пьесы «Благоразумный и Неразумный», «Священное представление о душе», «Каждый человек», «Торговля, Ремесло, Пастух» и другие. Аллегорические фигуры также встречаются в «Нумансии» Мигеля де Сервантеса и в «Зимней сказке»
Уильяма Шекспира.
В
России отголоски моралите встречаются в
баснях, а также в произведениях
Дениса Фонвизина,
Александра Грибоедова и
Николая Гоголя. К приметам этого жанра относятся, например, говорящие фамилии: Простакова, Молчалин, Скотинин, Плюшкин и так далее. Прием внедрения абстрактных персонажей, также восходящий к традиции моралите, можно встретить в пьесе «Сыновья трех рек» Виктора Гусева.