Моноспектакль — это постановка с участием одного актера. В таких спектаклях, как правило, не используют сложные декорации и реквизит. В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения — монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы.
Одиночные представления давали еще античные поэты. Такие выступления были популярны и в Средневековье. Их часто устраивали поэты-трубадуры, барды и менестрели. А в XVIII веке появились чтецкие и творческие вечера, а также мелодекламации, которые, в отличие от других представлений, использовали музыку. Исполнители читали стихотворные и прозаические отрывки, стараясь попасть в ритм мелодии.
Однако эти выступления не называли моноспектаклями. Слово появилось позднее — в XX веке. Оно образовалось от уже существовавшего в русском языке термина спектакль (от латинского
spectaculum — вид, зрелище) при помощи корня моно-, который в переводе с греческого означает «один».
Создателем театра одного актера считают советского артиста эстрады Владимира Яхонтова. В 1924 году он поставил свой первый моноспектакль «На смерть Ленина». В отличие от творческих вечеров и мелодекламаций, представление Яхонтова было сюжетным, в нем использовались декорации и музыка. Сценарий Яхонтов придумал сам: составил из отрывков газетных статей о революции, писем Ленина, мемуаров его современников. Спектакль стал популярен, поэтому артист создал еще несколько подобных постановок — «Петербург» по повестям
Николая Гоголя, «Горе от ума» по
одноименной пьесе Александра Грибоедова и «Вечера Маяковского». Театровед Наталья Крымова писала: «
Яхонтов… создал новый жанр — театр одного актера, — которого до него не было. Этот жанр явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы».
Жанр моноспектакля был особенно популярен в СССР.
Леонид Филатов выступал с пьесой
«Про Федота-стрельца, удалого молодца», а
Константин Райкин создал постановки «Самое любимое» и «Вечер с Достоевским».
Над современными моноспектаклями исполнители обычно работают вместе с декораторами, костюмерами, музыкантами. В числе популярных постановок последних лет — «Контрабас» с Константином Хабенским, «Прометей» Алекса Дубаса и «#Зановородиться» Александра Петрова.