МОГУ́ЧАЯ
КУ́ЧКА

МОГУ́ЧАЯ
КУ́ЧКА
«Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым. Оно сложилось в Санкт-Петербурге в конце 1850-х — начале 1860-х годов. В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.

Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Стасов. Он и дал ему название «Могучая кучка». В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвященной кон­цер­ту в честь славянской де­ле­га­ции на Все­российской этнографической выставке: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала крылатой.

Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой».

В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

Кроме того, балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу. Также члены «Могучей кучки» — Кюи, Бородин, Римский-Корсаков — писали критические музыкальные статьи и рецензии в прессе.

Уже к концу 1870-х — началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист. Однако в 1870-е годы, как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школой, и «Могучая кучка» распалась.
Материалы по теме