МЕЛИ́ЗМ

МЕЛИ́ЗМ
Мелизм — это мелодический фрагмент, исполняемый на один слог, или распев слога. Еще так называют вставное музыкальное украшение: оно не влияет на ритм и размер мелодии и исполняется за счет длительности основной ноты, которую и украшает.

Термин произошел от древнегреческого слова «мелос» — «песня, мелодия». В средневековой европейской музыке к мелизмам относили любые распевы, а иногда так называли музыку, специально написанную для пения. Американский словарь Мерриэма — Уэбстера датирует первое упоминание слова «мелизм» в английском языке в современном значении 1837 годом.

Сегодня музыковеды выделяют множество видов мелизмов: форшлаги, морденты, группетто, трели, вибрато, арпеджио, фиоритуры, пассажи и другие. Мелизмы могут быть прописаны в партитуре мелкими нотами или специальными знаками, а могут исполняться импровизационно — по желанию музыканта.

Вставными украшениями активно пользовались европейские композиторы эпохи барокко (XVII — середина XVIII века). В то время поощрялись виртуозность и богатство музыкальной отделки. Композиторы-романтики XIX века искали в мелизмах краски для передачи реалистичных образов — пения птиц, детских голосов, девичьего смеха.

Традиционно мелизмами была богата восточная музыка. Поэтому композиторы использовали их, чтобы придавать произведениям восточной колорит. Причудливый орнамент можно услышать, например, в «Пляске персидок» — вставном балетном номере из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» (1872).

Советский композитор Арам Хачатурян в полной мере использовал мелизмы в армянском национальном балете «Гаянэ» (1941) — в частности, в «Танце розовых девушек», где они показывают легкость, изящество и кокетство танцовщиц.

В XX веке мелизматика расцвела в западной музыке: джазе, блюзе, рок-н-ролле, соуле, ритм-н-блюзе. В этих стилях вставные украшения используются как средство импровизации.

Главное изображение: Модест Мусоргский. Фотография с гравюры Юрия Барановского. 1839–1881. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Сюита из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». Исполняет Государственный Академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев
Материалы по теме
Главное изображение: композитор Модест Мусоргский. 1865 год. Фотография: ТАСС