Термин происходит от латинского слова
lumen, что переводится как «свет». Хотя люминизм и существовал уже в XIX веке, само понятие возникло только в 1950-е годы. Его предложил директор Музея американского искусства Уитни Джон Баур в статье «Американский люминизм».
В США художниками-люминистами называют второе поколение мастеров Школы реки Гудзон: Джона Фредерика Кенсетта, Сэнфорда Робинсона Гиффорда, Мартина Джонсона Хеда и Фитца Генри Лейна. С помощью оптических эффектов и иллюзий художники изображали воздействие атмосферы Земли на природные объекты. Поэтому на их картинах часто встречаются туманы, облака, закаты и рассветы.
В Европе, прежде всего в Бельгии, термин «люминизм» используют в отношении позднего
импрессионистического и неоимпрессионистического направления
живописи. В частности, так описывают творчество участников группы «Жизнь и Свет», основанной Эмилем Клаусом в 1904 году. Живопись представителей бельгийского люминизма объединяла достижения
реализма, импрессионизма и неоимпрессионизма. Так, самого Клауса критики называли
«художником солнца», а его картины —
«сияющими». Такой эффект художник создавал благодаря множеству мелких мазков, использованию желтого и красного
цветов, их сочетаний — так живописец передавал солнечный свет.
Впервые вопрос о русской школе люминизма поднял в 1975 году американский исследователь Джон Эллис Боулт в статье «Архип Куинджи: русская школа люминизма?» для журнала Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Важность световых эффектов в творчестве
Куинджи отмечали еще его современники. Так,
Илья Репин писал:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».
Особым вниманием Куинджи к изображению света был вдохновлен живописец Константин Крыжицкий, а после — и его ученик Иван Шультце, известный в
России,
Франции,
Англии и США художник начала ХХ века. Еще при жизни его относили к люминистам: например, французские издания отмечали, что
«ни одна из находок наших современных люминистов не чужда Ивану Шультце…»