Лузга и ковчег встречаются еще на самых ранних образах. Например, они есть у древнейшей новгородской иконы «Апостолы Петр и Павел» XI века.
В разные годы и в разных регионах оформление лузги менялось. Мастера делали ее как пологой, так и под прямым углом, добавляли цветную обводку, золочение и орнамент. Новгородские иконописцы XV века часто наносили «белильную отводку» — белую линию по лузге. А старообрядцы Нижней Печоры нередко делали рамку из двух полос: белой и красной.
В XIX веке, когда в Российской империи развивался стиль
ампир, в иконах части регионов появилась отличительная черта — золотой
орнамент по
киноварной лузге, как в палехской иконе «Богоматерь Боголюбская». Особое оформление лузги сложилось и в Сызрани в XVIII—XIX веках. Местные мастера делали широкую и пологую лузгу: они красили ее в темный цвет и поверх писали золотой или серебряный орнамент в виде цветков ромашки и завитков-трилистников.
Сегодня иконы создаются как с ковчегом, так и без него. Поэтому они могут быть как с лузгой, так и без. Современное оборудование позволяет делать скос идеально ровным: например, на специальном фрезерном станке можно выбрать фрезы с нужным углом наклона.