Потешные листы появились в древности на Востоке, в Китае они известны с VIII века. В XV столетии лубки пришли в Европу, выглядели они как картинки с пояснительными подписями, часто — стихотворными. Популярными темами таких лубков были религия, политика, сказки. Встречались в них также обсуждения новостей и
карикатуры чиновников.
На Руси лубки стали популярны в XVII веке. Над ними работали безымянные мастера-самоучки в технике
ксилографии: на деревянную (лубяную) доску наносили рисунок, затем вырезали его, покрывали основу краской и печатали на бумаге. Чтобы добавить цвет, картинки затем раскрашивали от руки, часто для прорисовки лубки отдавали за небольшую плату в деревни детям. Листы выходили крупными тиражами, их продавали в городах и селах торговцы, которые переходили от селения к селению.
Сюжеты лубков подробно объяснялись в подписях, в них же содержались реплики персонажей. Встречались как одобряемые государством темы: религия, прославление царской семьи, военные события, — так и считавшиеся спорными: нужда, крестьянские проблемы, сатира на правителей и непристойности.
С XVII до XIX века в народе ходил лубок «Как мыши кота погребают». На нем изображено торжественное погребение кота с оркестром и всеми почестями. Часть историков предполагает, что под животным на картинке подразумевался император
Петр I.
Другими популярными темами лубков были приключения
сказочных и
былинных героев. С XIX века на картинках стали изображать сюжеты из произведений русских писателей, чаще всего
Александра Пушкина и
Николая Гоголя.
Лубки тиражировались и активно продавались до конца XIX века. В начале XX столетия интерес к этому виду искусства пошел на спад, но в то же время народным искусством заинтересовались
художники-авангардисты. Они коллекционировали лубки и показывали их на выставках.
Живописцы подражали народному творчеству, их привлекали яркие цвета, простые формы, старинные
орнаменты. Многие искусствоведы считают продолжением лубочной традиции современные
комиксы.