ЛЕССИРÓВКА

ЛЕССИРÓВКА
Лессировкой называют живописный прием, когда художник наносит на холст плотный слой краски, а поверх высохшей основы кладет другие оттенки в несколько слоев. Так краска ложится полупрозрачными мазками — это помогает передать объем предмета, глубину или сложные фактуры. Сам термин «лессировка» произошел от немецкого слова lasierung, что означает «покрытие глазурью».

Это технику использовали еще живописцы эпохи Возрождения. В работе мастера не всегда пользовались палитрой для смешивания красок — иногда они добивались нужного оттенка с помощью лессировок. Художники клали тонкие слои масляных красок один поверх другого, чтобы получить необходимый цвет. Каждый слой масла требовалось хорошо просушить, поэтому процесс занимал много времени. Обычно лессировками заканчивали картину, создавали нюансы, глубину, тени. Этот прием использовали, например, Леонардо да Винчи в полотне «Мона Лиза» и Ян Вермеер в картине «Девушка с жемчужной сережкой».

В России технику применяли портретисты Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий. Маринист Иван Айвазовский с помощью полупрозрачных мазков передавал оттенки морской воды, эффекты освещения и глубину горизонта. Так, Айвазовский лессировками написал радугу на одноименном полотне.

Техника лессировки оставалась очень популярной вплоть до конца XIX века. Тогда ее сменил прием импасто, когда краску кладут плотно, фактурно. Импасто использовали импрессионисты и представители других течений рубежа XIX–XX веков.
Материалы по теме