Гравюра на дереве может быть оригинальной, если автор вырезает на доске собственный рисунок, или репродукционной, когда мастер воспроизводит произведения других художников. В результате работы гравера каждый из оттисков считается равноценным произведением искусства, подлинником.
Ксилография возникла на Востоке: в
Китае еще в VI веке печатали изображения
с деревянных досок. До наших дней сохранилась гравюра в свитке «Алмазная сутра», датированная IX веком. На ней изображен Будда на троне в#nbsp;окружении святых и монахов. Позднее на Востоке появились гравированные книги, для которых текст и рисунки тоже вырезали на деревянных досках. В XIV–XVII веках в Китае ксилографиями иллюстрировали исторические романы, пьесы и книги об искусстве.
В Европе эта техника появилась в конце XIV века. На первых гравюрах изображали
Богоматерь и святых. Ксилография стала распространенной и популярной в XV веке, особенно в
книгопечатании. Выдающиеся произведения создавал немецкий художник
Альбрехт Дюрер, ему принадлежит серия из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис». В этой технике массово печатали листки с шуточными песнями, календари, агитационные листовки во время войн,
азбуки и учебники для священнослужителей.
На
Руси, как и в Европе, ксилография распространилась с книгопечатанием. Самые ранние отечественные гравюры относятся к XVI веку. Благодаря простоте и дешевизне техники в XVII веке именно таким способом стали массово тиражировать
лубки — картинки с простыми образами и пояснительными надписями. Лубки печатали черно-белыми, а цветом дорисовывали вручную.
У русских профессиональных художников ксилография стала популярна на рубеже XIX–XX веков. В этой технике мастера создавали репродукции
живописных картин и самостоятельные произведения, книжные иллюстрации. Например, известный график Владимир Фаворский иллюстрировал книги
Александра Пушкина,
Михаила Пришвина и других писателей.