В полную силу драматизм контрастов начали использовать в пышную эпоху
барокко. Тогда же расцвел и контражур как художественный прием. С XVII века он появлялся на полотнах многих живописцев. Так, у
Рембрандта фигуры в контровом свете можно увидеть на полотнах «Заговор Юлия Цивилиса» или «Поклонение пастухов», а у Яна Вермеера — на картине «Офицер и смеющаяся девушка».
Позже этот прием применяли и романтики, и реалисты. Например, немецкий художник Каспар Давид Фридрих постоянно изображал фигуры людей в контражуре. Одна из его показательных работ «На паруснике» хранится в
Государственном Эрмитаже. Среди русских художников контражур особенно любил
Иван Айвазовский: он часто изображал темные силуэты кораблей на фоне закатного света.
В ХХ веке многих поражали художественные фотографии
Александра Родченко. С помощью контражура он создавал снимки, похожие на плакаты: объекты на его работах отличались ясными формами, четко очерченными силуэтами и необычными ракурсами. Среди знаменитых русских фотографов, которые также любили этот прием, выделялся «главный фотограф оттепели»
Владимир Лагранж. С распространением кинематографа эффект контражура стали применять и в операторской работе. В мелодраматических сериалах даже появилось своеобразное клише жанра: если снимать модель в контражуре, особенно с распущенными волосами, то края подсвеченных прядей словно создают ореол — что придает героиням и их кавалерам особую романтичность.