КОНТРАТÉНОР

КОНТРАТÉНОР
Контратенор — это тип мужского певческого голоса. Так называют певца с самым высоким тембром, который близок по звучанию к женскому сопрано или меццо-сопрано.
Слово происходит от латинского contratenor, что означает «напротив тенора». Термин появился в XIV—XVI веках в полифонической музыке: так обозначали неглавную партию, которую добавляли к основным — тенору, который вел мелодию, и дисканту. В XVI столетии эти партии разделились. Более низкая, которую назвали contratenor bassus, превратилась в бас, а высокая, contratenor altus, — в альт. С развитием музыки слово «контратенор» в качестве названия партии употреблять перестали, хотя в 1768 году «Музыкальный словарь» Руссо фиксировал именно это значение.

Мужской тембр так стали называть не сразу. В XV—XVII веках самые высокие партии отдавали мальчикам, чей голос не успел сломаться. Позже, с развитием оперного искусства, мужчины, которые могли петь высокие ноты, понадобились в качестве исполнителей главных партий. Тогда считалось, что героев должны играть обладатели самых красивых голосов. Ими стали певцы-кастраты — обладатели высокого тембра, которым медицинским путем не давали достигнуть половой зрелости. Кастраты были звездами оперы XVII века, их слушали во всей Европе, от Италии до Англии. Когда в XVIII–XIX столетиях оперные композиторы стали больше интересоваться натуралистическими тенденциями, самые высокие мужские голоса утратили популярность. Контратенора вернулись на мировые сцены в XX веке, когда возник интерес к старинной музыке и работе с партиями по канонам XVII–XVIII столетий.

В русской музыке контратенора не были особенно востребованы. Композиторы XIX века могли писать мужские партии с высокими нотами, но отдавали их чаще всего женщинам. Например, пастуха Леля и гусляра Нежату в операх Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко» играли певицы, контральто или меццо-сопрано.

В наши дни контратенором называют и вокальную технику, которую используют, чтобы брать необходимые ноты. С ее помощью исполнители развивают головной, то есть верхний, регистр, благодаря чему их голоса звучат как женские.
Материалы по теме