КОНТРАПÓСТ

КОНТРАПÓСТ
Контрапостом в искусстве называют прием изображения человеческой фигуры, при котором положение одной части тела в пространстве противопоставлено положению другой.
Контрапост позволяет передать напряжение неподвижной фигуры. Он возникает, когда плечевой пояс и таз наклонены в противоположные стороны. Линия фигуры в этом случае изгибается — такое положение тела передает внутреннее движение и делает позу естественной.

Этот прием изобрели скульпторы античной эпохи. Именно эффект передачи «живого» движения в скульптуре отличает классические произведения от работ эпохи архаики. Изобразить человека в движении мастера пытались начиная с VII века до нашей эры. Чтобы придать статуям динамику, мастера стали изображать моделей с выдвинутой вперед ногой. Однако в подобных скульптурах движения все равно не было, поскольку нога стояла на земле всей подошвой, а тело оставалось статичным. Со временем скульпторы начали экспериментировать с другими элементами — согнутыми в локтях или поднятыми руками, поворотом головы. Но торс статуй все еще оставался неподвижным.

Новую эпоху в скульптуре открыл мастер дорийской школы Поликлет. В 450−440-х годах до нашей эры он создал скульптуру «Дорифор». Нога у изображенного им копьеносца отведена назад, благодаря чему возникает ощущение, что статуя делает шаг. Свободная нога скульптуры касается земли только кончиками пальцев. Плечевой пояс чуть наклонен в противоположную тазу сторону, благодаря этому Поликлет добился того самого эффекта внутреннего движения.

Финальный этап развития контрапоста пришелся на эпоху поздней античной классики. В этот период скульпторы стали добавлять своим героям третью точку опоры — например, дерево или пьедестал. Этот прием позволил создавать еще более естественные и вместе с тем сложные позы. Первым его использовал скульптор из Афин Пракситель в работе «Аполлон Савроктон» в 350−340-х годах до нашей эры.
Материалы по теме