Изначально конфликт называли коллизией — так описывали столкновение противоположных сил, стремлений или интересов персонажей в драме. Конфликты есть в любом виде литературы: в детской, биографической, документальной, детективной, фантастической. В основе конфликта могут лежать исторические или социальные причины, противоборство идей, разные характеры героев.
Эксперты разделяют конфликты внешние и внутренние. Внешним считают столкновение нескольких персонажей или героя и общества. Как, например, в комедии
Александра Грибоедова «Горе от ума», где
Александр Чацкий противостоит нравам фамусовской
Москвы. Внутренний же конфликт заключен в самом герое, а разлад — в его мыслях и чувствах. Ярким примером внутреннего конфликта служит роман
Федора Достоевского «Преступление и наказание», а именно — борьба в душе
Родиона Раскольникова.
Конфликты бывают социально-бытовыми, этическими, религиозными, любовными. Столкновение разных поколений лежит в основе романа
Ивана Тургенева «Отцы и дети». Противоречие между характером героя и обстоятельствами заключено в пьесе
Антона Чехова «Вишневый сад». А в масштабных произведениях могут развиваться сразу несколько конфликтов, как, например, в
«Войне и мире» Льва Толстого.