Кинетические
скульптуры могут вибрировать, мерно постукивать, покачиваться и перемещаться в пространстве. К примеру, игрушечный поезд с фонариком может ехать мимо бесформенных предметов — и по мере движения подсвечивать их так, чтобы они отбрасывали тени в виде зданий или людей.
Уже в начале ХХ века развитие технологий изменило эстетические взгляды общества. Новую философию озвучили
поэты-футуристы в 1909 году:
«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой быстроты. Гоночный автомобиль со своим кузовом, украшенным громадными трубами со взрывчатым дыханием… рычащий автомобиль, кажущийся бегущим по картечи, прекраснее Самофракийской победы (имеется в виду „Ника Самофракийская“, знаменитая древнегреческая скульптура. — Прим. ред.)». Кинетическое искусство отражало эти перемены. Одним из первых его примеров эксперты считают «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана. Работа 1913 года выглядела как прикрепленное к табуретке колесо, которое зрители могли крутить. Также стала известна «Стоящая волна» Наума Габо. В 1919—1920 годах он снабдил вертикальную металлическую пластину моторчиком. Она крутилась вокруг своей оси и так создавала видимость трехмерной скульптуры.
Исследователи особо выделяют памятник III Коммунистическому Интернационалу
Владимира Татлина. Монумент так и не был построен, но его макет 1920 года стал классическим примером кинетической скульптуры. Его прозвали «башней Татлина». Памятник был задуман как сложная металлическая спираль, внутри которой располагались подвижные фигуры: куб, пирамида, цилиндр и полусфера. По задумке Татлина, в реальном проекте куб должен быть совершать один оборот вокруг собственной оси в течение года, пирамида — за месяц, цилиндр — за день, полусфера — за час.
К концу 1950-х годов кинетическое искусство уже переживало расцвет, по всему миру появлялись группы художников-кинетистов: Zero, Gruppo N, GRAV. В СССР стала известна группа «Движение» во главе со Львом Нусбергом. В 1970-х годах это направление отчасти слилось с другими видами «искусства действия». Но и в наши дни художники продолжают двигать части скульптур с помощью магнитных полей, электрических двигателей и компьютерных программ.