Художники в карикатуре соединяют реальные и фантастические черты. Они находят характерные особенности героя: его внешности, костюма, манеры поведения, — преувеличивают и заостряют их, но при этом сохраняют сходство с натурой. Для усиления эффекта используют
сатиру и юмор, сопоставления и
метафоры.
Элементы карикатуры встречались еще в античном искусстве. В эпоху Возрождения сатирические рисунки создавал
Леонардо да Винчи. Как самостоятельный жанр карикатура сложилась в XVIII веке. Например, картины и гравюры английского художника Уильяма Хогарта высмеивали общественные нравы. Он выпускал целые серии, обличающие пороки общества. В XIX веке в газетах и журналах публиковали сатирические изображения политиков. Французский карикатурист Оноре Домье прославился рисунками короля Франции Луи Филиппа: он сравнил его тучное лицо с грушей.
В
России к первым карикатурам историки относят лубочные листы. На
лубках изображали горожан, купцов, знатных людей, высмеивали их нравы и бытовые пороки. Лубочный рисунок часто дополнял рифмованный текст. Во времена Наполеоновских войн на карикатурах запечатлевали французского императора, известным мастером сатиры того времени был график Иван Теребенёв.
Позднее карикатуры публиковали в сатирических журналах, в «Искре» и «Будильнике». В XX веке на смену журналам пришли плакаты: «Окна сатиры РОСТА» отражали злободневные события. Над ними работали поэт
Владимир Маяковский, график Дмитрий Моор,
коллектив художников Кукрыниксы и другие авторы.