Изразцами называют один из видов архитектурной керамики. Ими облицовывают фасады зданий и используют во внутренней отделке — стен, печей, каминов.
Изразцы состоят из двух элементов: наружной плитки, которую декорируют (лицевая пластина), и коробчатого выступа на обороте для сцепления с кладкой (румпа).
«Вырезанные кирпичи» стали использовать в
России в конце XV века. Это были терракотовые плиты — предвестники изразцов. Их изготавливали как
пряники: выбивали глину в деревянных резных формах и обжигали в печах.
В XVI веке рельефные плиты начали соединять с наращенными на гончарном круге румпами — и получились изразцы. Терракотовые изделия называли «красными» — по цвету обожженной глины. Изготавливали квадратные изразцы «большой руки» (20 на 20 сантиметров) и «малой руки» (14 на 14 сантиметров).
Золотым веком русских изразцов стало XVII столетие. Мастера-изразечники начали создавать поливные изразцы — с верхним покрытием. Появились изразцы в виде тарелок и колонок.
Сначала рельефы покрывали прозрачной глазурью — муравой. Чаще всего использовали цвет «травы-муравы», и «муравленные» изразцы стали синонимом «зеленых». Позднее начали украшать изделия глухой оловянной глазурью разных цветов — цениной. Поэтому полихромные изразцы называли ценинными, а изразцовое искусство — «ценинным делом».
Самобытные изразцы производили в
Москве, Великом Устюге,
Вологде,
Калуге, Балахне и других местах. Самая известная мастерская XVII века существовала при
Ново-Иерусалимском монастыре патриарха Никона. Там работал выдающийся «ценинных дел мастер» Степан Полубес, автор популярного узора «павлинье око».
В XVIII веке
Петр I отправил русских мастеров учиться «кафельному делу» в Делфт — и появились гладкие изразцы по типу «голландских кафлей». Они были расписными: плиты покрывали белой эмалью и на ней рисовали синими кобальтовыми красками каналы, корабли, мельницы. Царь запретил топку «по-черному», и новый тип печей по изразцам стали величать голландками.
Массово гладкие образцы изготавливали на заводе
Александра Меншикова в Стрельне под
Петербургом и на ценинной фабрике Афанасия Гребенщикова в Москве. Палитра цветных эмалей и техника росписи становилась разнообразнее — и на изразцах получались «живописные картины».
В XIX веке керамическое производство поставили на поток — например, в «Товариществе» Матвея Кузнецова. Изразцы все меньше напоминали штучный товар. Однако сохранились и уникальные украшения конца столетия — в усадьбах
Талашкино Марии Тенишевой или
Абрамцево Саввы Мамонтова.