Инклюзия(от латинского inclusio— «включение, вовлечение«) — это важный процесс трансформации общества. Он означает активное включение всех людей, независимо от их особенностей, в общественную жизнь.
Инклюзия ярко проявляется в культурной сфере. Так, современные музеи оборудуют удобные пандусы и лифты для людей с инвалидностью. Для слабовидящих посетителей в залах размещают тактильные копии картин и создают звуковые комментарии, а в некоторые учреждения можно приходить с собакой-поводырем.
Один из примеров инклюзивных проектов — сообщество слабослышащих гидов «Жест в музее». Его участники проводят экскурсии на жестовом языке в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и других музеях. Особую нишу занимает инклюзивный театр, где в спектаклях играют актеры с различными особенностями: люди с ДЦП, с нарушениями слуха и зрения, с синдромом Дауна.
Эксперты подчеркивают, что инклюзия в корне отличается от благотворительности. Ее суть состоит не в разовой помощи отдельным людям, а в перестройке самих социальных отношений. Инклюзивной считается та среда, которая учитывает потребности разных людей и в которой обращают внимание не на слабые, а на сильные их стороны.
В Российской империи первые учебные заведения для глухонемых и слабовидящих детей открылись в начале 1800-х годов. Но до второй половины ХХ века подобные проекты были скорее благотворительными, а не инклюзивными. С развитием общественных движений отношение к этой проблеме во всем мире менялось. Так, в 1994 году в испанском городе Саламанка под руководством ЮНЕСКО прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. На ней обсуждали обучение детей с особенностями вместе со сверстниками, отказ от принципов изоляции. Исследователи считают, что именно там специалисты ввели в международный обиход термин «инклюзия».
В наши дни это понятие применяется довольно широко. Существуют инклюзивные программы для людей с инвалидностью, для детей из неблагополучных семей и даже для тех, кто эмигрировал в страну с незнакомой культурой.
Реализация государственной программы «Доступная среда» в Музее А-Х. Кадырова, Грозный, Чеченская Республика. 2017 год
Фотография: Елена Афонина / ТАСС
Руководитель объединения глухих экскурсоводов «Жест в музее» Светлана Бобкова во время пресс-конференции
Фотография: Артем Геодакян / ТАСС
Учащаяся во время исполнения жеста «хватит» на уроке жестового языка в коворкинге «Точка кипения» на базе Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь
Фотография: Антон Подгайко / ТАСС
Василий Перов. Слепой. 1878
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
Василий Перов. Слепой музыкант. Этюд картины «Продавец песенников в Париже». 1864
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Слепой хозяин. 1884
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Орловский. Инвалид. 1831
Музей «Собрание», Москва
Виктор Прошкин. Портрет партизана В. 1942
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Гелий Коржев. Следы войны. 1965
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Гелий Коржев. Старые раны. 1967
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Касаткин. Инвалид. 1924
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж