Мастера зачерпывают
краску крупной кистью или
мастихином — специальной металлической лопаточкой. Густому маслу или акрилу они придают разные формы: накладывают на холст короткими или длинными мазками, создают гребни и завихрения. Часто художники набирают сразу несколько оттенков из разных тюбиков и смешивают их прямо на холсте.
Картины в технике импасто получаются очень выразительными. Такая
живопись сохраняет следы инструмента: зритель видит, с какой силой художник нажимал на кисть, в каком направлении двигалась его рука. Это отражает настроение автора, позволяет понять процесс создания полотна.
Прием импасто был известен уже в XVI веке, им пользовались многие мастера венецианского Возрождения, например Тициан и Тинторетто. К XVII столетию техника стала популярна и в барочной живописи — у Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса.
Художники тех времен часто использовали импасто в отдельных частях полотна. В основном для изображения сложных текстур: рельефом подчеркивали морщинки на коже, складки одежды, блеск драгоценностей и богатые инкрустации на тканях.
В XIX веке прием распространился по всей Европе. Его применяли мастера
реалистической и
романтической живописи, а позже —
импрессионисты и постимпрессионисты. Например,
Винсент Ван Гог создавал с помощью импасто динамичные и экспрессивные полотна. Иногда он даже размазывал густую краску по холсту пальцами, набирая ее прямо из тюбиков.
В ХХ веке эта техника обрела особую популярность. Многие теоретики искусства считали, что гладкие изображения лишь имитируют реальный мир, а настоящая живопись должна подчеркивать саму себя, показывать, из чего она создана. Искусствоведы называли эту тенденцию стремлением к «правдивости материалов».
Русские художники также обращались к технике импасто. Например, ей пользовались
Валентин Серов и
Константин Коровин. Особенно ее полюбил Николай Фешин.