Иммерсивный театр — один из самых молодых видов театрального искусства. Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. Иногда гости могут проявлять инициативу, а во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают ему глаза, обнимают, приглашают к совместному действию. Иммерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений.
В переводе с английского языка слово
immersion означает «погружение» или «вовлечение». Режиссеры-постановщики иммерсивных спектаклей полностью погружают посетителей в происходящее. Поэтому сценой таких представлений может служить как сам зрительный зал, так и любое другое пространство в театре и даже вне его. Нередко разные сюжетные линии в иммерсивных спектаклях разворачиваются в разных локациях, поэтому зрители сами могут выбрать, за какой из них следить.
Еще в 1969 году итальянский режиссер Лука Ронкони создал в церкви постановку «Неистовый Роланд». По углам находились движущиеся площадки, поэтому посетители могли ходить между ними и выбирать разные варианты развития событий в представлении. Однако оформился иммерсивный театр только в начале XXI века в Америке. Первый такой спектакль представили в 2000 году участники театральной компании Punchdrunk из Великобритании. В основе сюжета лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спустя девять лет о Punchdrunk узнал весь мир: они показали иммерсивное представление «Sleep no more» по мотивам шекспировской пьесы «Макбет». Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стилистике фильмов американского режиссера Альфреда Хичкока.
В
России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» 2014 года в
Центре им. Мейерхольда. За основу сюжета режиссер Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди»
братьев Стругацких. Этот спектакль также можно назвать
нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра.
Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа
«Дубровский» Александра Пушкина. В ней участвовали артисты Мастерской Брусникина и
«Гоголь-центра». Каждому зрителю при входе выдавали маски, а также разрешали выпить алкоголь и потанцевать.