ХÓРРОР

ХÓРРОР
Хоррором называют жанр в кино и литературе, который стремится напугать зрителей и читателей. Этот термин происходит от латинского слова horror — «ужас, оцепенение». Как правило, произведения этого жанра посвящены чудовищам, потусторонним силам и различным жутким событиям.
Жанр хоррора возник отчасти как реакция на рационализм XVIII века. Стремление понять и объяснить все на свете оказалось близко не всем, и в основу готического романа — предтечи хоррора — лег интерес к загадкам потустороннего мира.
Первым готическим романом считается «Замок Отранто» Хораса Уолпола, который вышел в 1764 году. Спустя 30 лет появились «Удольфские тайны» Анны Радклиф, а еще чуть позже — «Монах» Мэтью Грегори Льюиса.
Успех этих произведений способствовал развитию roman noir («черного романа») во Франции и Schauerroman («роман-испуг», «роман-дрожь») в Германии. В Англии на волне популярности готического романа появился роман ужасов «Франкенштейн» — история ученого, взявшего на себя роль Бога и создавшего чудовище. Более поздний образчик жанра — «Дракула» Брэма Стокера.

Признанным мастером романа ужасов конца XX и начала XXI века считается Стивен Кинг.
К пугающему жанру обращались и многие отечественные писатели. Например, Николай Гоголь создал повесть «Вий» — леденящую душу историю о панночке-ведьме и семинаристе, который прячется от нечистой силы в защитном круге.

С появлением кинематографа хоррор перебрался на киноэкраны. Первым полноценным фильмом ужасов эксперты считают немецкий «Голем» 1915 года. В нем оживленный с помощью колдовства глиняный монстр рушит все на своем пути. Искусствовед Виталий Познин отмечал, что в «Големе» проявились два важных свойства большинства хоррор-фильмов: центром истории становится нечто, угрожающее жизни героев, а также через всю картину проходит мотив страха, ужаса.
Поклонники хоррора обычно не нуждаются ни в катарсисе, ни в морали: их интересует лишь волнение, порожденное страхом. В последнее время, чтобы удовлетворить эту потребность, произведения в жанре хоррора чаще обращаются к шоковым спецэффектам в стиле ярмарочного тоннеля ужасов, чем к более тонкому, неявному изображению проявлений ужаса.
Материалы по теме