Термином «гипербола» называют стилистическую фигуру или художественный прием, который заключается в намеренном преувеличении. Это слово произошло от греческого hyperbole, что значит «чрезмерность», «избыток». Авторы используют гиперболу в литературном тексте, чтобы создать яркий образ. Например, к этому приему прибегает Николай Гоголь в повести «Шинель», описывая нападающих на беззащитного Акакия Акакиевича: «кулак величиною в чиновничью голову».
Гиперболу относят к тропам — так называют слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении: море слез, море по колено,пот катился градом, напугать до смерти. Эта стилистическая фигура помогает усилить выразительность, подчеркнуть мысль автора и заострить внимание читателя на важных деталях. Часто гипербола соединяется со сравнением: сухо во рту, как в пустыне.
Гиперболы встречаются в фольклоре. В сказках и былинах преувеличиваются подвиги и качества героев, их сила и рост, а также могущество врагов. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» так описывается богатырский конь:
“
С горы на гору стал перескакивать, C холмы на холмы стал перамахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног пускал.
В драмах гиперболы усиливают эпичность действа, подчеркивают страстность романтических героев, а в сатирических произведениях выделяют недостатки персонажей. Этот прием используют и в поэзии: «В сто сорок солнц закат пылал…» (Владимир Маяковский).
Борис Кустодиев. Большевик. 1920
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Вельможа. 1808
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франсиско де Гойя. Колосс. После 1808
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Владимир Федорович. Святогор-богатырь. XX век
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914
Дом-музей Виктора Васнецова, Москва
Кукрыниксы. Акакий Акакиевич у значительного лица. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1952
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Александр Бенуа. Фронтиспис к поэме Александра Пушкина «Медный всадник». 1905