В отличие от
акварели гуашью можно перекрыть любой предыдущий красочный слой, даже более темный. Эти
краски непрозрачные и плотные, а у нарисованных гуашью картин матовая и бархатистая поверхность. Такими красками пишут по картону, дереву и даже плотному шелку, но чаще — по бумаге. В состав гуаши входят белила, поэтому после высыхания она светлеет. Эта особенность требует от художника большого опыта, чтобы с самого начала работы определить колорит будущего произведения.
Гуашь появилась в Средневековье, этими красками рисовали книжные миниатюры. Позднее их стали использовать для подготовительных эскизов и этюдов вместе с карандашом или углем. В
России гуашь известна с XVIII века, но популярным материалом она стала лишь на рубеже XIX—XX веков. Самостоятельные произведения гуашью писали
Валентин Серов,
Борис Кустодиев,
Александр Головин,
Александр Бенуа и другие художники. В технике гуаши мастера создавали не только картины, но и обложки журналов,
плакаты, эскизы театральных декораций и костюмов.
Для работы с гуашью берут
палитру и кисти разного размера в зависимости от задач художника. Краску можно наносить в несколько слоев, но слишком толстый слой может растрескаться и осыпаться.
Современные художники по-прежнему используют гуашь для самостоятельных произведений или эскизов. Для декоративных работ появились краски с разными синтетическими вкраплениями, например флуоресцентная, перламутровая и металлик.