В Средневековье актеры вернулись к гриму — они красили лица яркими красками. Часто женские роли играли мужчины. Поэтому макияж использовали, чтобы сделать артистов похожими на их героинь.
В России гримом пользовались сначала участники народных театров и уличных представлений — скоморохи, жонглеры. Лица они красили сажей и соком растений. Часто грим сочетали с масками.
В эпоху классицизма с помощью грима артисты пытались создать идеальные лица, без недостатков. А в XIX веке сценический макияж стал более разнообразным, стремился выделить характерные черты для разных ролей. Заслуженный артист Императорских театров Александр Ленский писал: «Вот в этой-то изощренной способности наблюдать жизнь и обобщать, в этой приспособляемости и гибкости мимики и кроется, по моему мнению, тайна грима, тот философский камень, который так настойчиво и так напрасно ищут в раскрашивании лица и наведении морщин».
В наши дни грим делят на живописный и пластический, то есть объемный. Чтобы создать образы, часто используют постижи — парики, бороды, усы и другие накладки из волос. Для грима применяют не только проверенные веками материалы: вату, косметику, тюль, — но и силикон, пенолатексные накладки, современные устойчивые краски.