ГРИМ
Гримом называют разные косметические средства и техники макияжа, которые помогают изменить внешность человека. Эти приемы используют в театре, кино, фотографии.
В русский язык слово «грим» пришло из французского. Амплуа смешного старика называли grime, для этой роли актерам часто приходилось подкрашивать лицо. А само французское слово произошло от итальянского grimo, что переводится как «старик».

Грим известен с древности. Его использовали в религиозных ритуалах и первых представлениях. В античном театре актеры в основном играли в масках. Их изобретение приписывают древнегреческому драматургу Феспису, который жил в VI веке до нашей эры. Римский поэт Гораций в «Науке поэзии» отмечал, что до масок Феспис использовал грим во время своих спектаклей. Искусствовед Дмитрий Трубочкин в статье «Грим на лице античного актера» писал:
Материал для грима Гораций называет неопределенно: faex — «осадок, отстой», или иначе «гуща, примесь». В русской традиции faex в этом контексте обычно переводят как «сусло». Понять, какого цвета было лицо загримированного Фесписа, из слов Горация невозможно, ибо есть два вида сусла: его изготавливают или на основе зерна (тогда лицо белое или белесое), или на основе виноградной гущи (тогда лицо темно-красное).
В Средневековье актеры вернулись к гриму — они красили лица яркими красками. Часто женские роли играли мужчины. Поэтому макияж использовали, чтобы сделать артистов похожими на их героинь.

В России гримом пользовались сначала участники народных театров и уличных представлений — скоморохи, жонглеры. Лица они красили сажей и соком растений. Часто грим сочетали с масками.

В эпоху классицизма с помощью грима артисты пытались создать идеальные лица, без недостатков. А в XIX веке сценический макияж стал более разнообразным, стремился выделить характерные черты для разных ролей. Заслуженный артист Императорских театров Александр Ленский писал: «Вот в этой-то изощренной способности наблюдать жизнь и обобщать, в этой приспособляемости и гибкости мимики и кроется, по моему мнению, тайна грима, тот философский камень, который так настойчиво и так напрасно ищут в раскрашивании лица и наведении морщин».

В наши дни грим делят на живописный и пластический, то есть объемный. Чтобы создать образы, часто используют постижи — парики, бороды, усы и другие накладки из волос. Для грима применяют не только проверенные веками материалы: вату, косметику, тюль, — но и силикон, пенолатексные накладки, современные устойчивые краски.
Материалы по теме