Главные выразительные средства графики — это линия, пятно и штриховка, а цвет второстепенен. Обычно мастера рисуют на бумаге, но иногда и на других материалах, например на картоне, шелке или пергаменте. Часто рисунки тиражируют с помощью разных приспособлений, и такую графику называют печатной.
Историки предполагают, что именно рисунок стал первым видом искусства. Наскальные изображения создавали еще первобытные люди. Позднее графика развивалась в античном искусстве, в греческой вазописи. Долгое время рисунки считали вспомогательными и второстепенными произведениями: мастера делали эскизы будущих
скульптур и
фресок. Только в XV веке рисованную графику стали считать самостоятельным видом искусства. Рисунки создавали многие известные художники, например Альбрехт Дюрер («Заяц», «Руки молящегося», «Адам и Ева») и
Леонардо да Винчи («Туринский автопортрет», «Витрувианский человек»).
На
Руси долгое время рисунок тоже был подготовительным видом художественной работы наряду с наброском и эскизом. Однако после открытия
Академии художеств в XVIII веке отношение к графике изменилось. В первые годы обучения студенты копировали
гравюры, зарисовывали скульптуры и моделей. И только после того, как они в совершенстве овладевали техникой рисунка, учеников допускали к занятиям
живописью.
Расцвет графики в русском искусстве пришелся на XIX—XX века. В коллекциях многих музеев в наши дни хранятся рисунки
Ивана Шишкина,
Бориса Кустодиева,
Валентина Серова и других мастеров.