Само слово «рельеф» произошло от латинского
relevo, что в переводе означает «поднимаю». Первые работы в такой технике люди создавали еще в древности: наиболее ранние образцы, похожие на примитивный скульптурный декор, ученые датируют эпохой палеолита, их возраст составляет более 10 тысяч лет.
Самые известные работы в технике горельефа были созданы в эпоху Античности. Сам термин пришел в русский язык из французского:
haut-relief переводится как «высокий рельеф». Некоторые элементы такого изображения могут только едва соприкасаться с фоном, другие же существуют отдельно от него. Статуи, одной стороной соприкасающиеся со стеной, тоже считаются горельефами.
С помощью горельефов декорировали
колоннады, триумфальные арки,
алтари и храмы, а также другие архитектурные сооружения. Так скульпторы создавали многоплановые изображения и масштабные многофигурные композиции, а на фон даже добавляли элементы
пейзажа. При работе над горельефом мастера уделяли больше внимания анатомическим деталям и перспективе, чем при создании более плоского и упрощенного барельефа.
Одним из самых известных примеров горельефа стал знаменитый цоколь алтаря Зевса в Пергаме, городе в Малой Азии. Его возвели во II веке до нашей эры в честь победы царя Аттала I над варварами. Основание алтаря античные мастера украсили объемными скульптурными композициями, которые изображают битву богов с титанами. В непрерывном скульптурном цоколе выделяют несколько основных горельефов, например «Битву Зевса с Порфирионом» и «Битву Афины с Алкионеем». В наши дни город Пергам находится на территории Турции, а сам реконструированный алтарь можно увидеть в Пергамском музее Берлина.