Глиптика — это искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Термин произошел от греческого слова γλύφω, что можно перевести как «вырезать, выдалбливать».
Резные камни называют геммами. С древнейших времен они служили печатями или амулетами, самоцветы вставляли в перстни, медальоны и ожерелья. Для работы мастера выбирали чаще всего оникс, агат, сердолик и аметист. Рисунок вырезали специальными инструментами, а после шлифовали алмазной пылью. Геммы бывают двух видов: на инталиях изображение углублено в материал, а на камеях оно выпуклое, рельефное.
Древнейшую глиптику археологи обнаружили в Месопотамии — печати с композициями из нескольких фигур. Древнеегипетские мастера чаще всего изображали на печатях жука скарабея и иероглифы. Это искусство достигло расцвета во времена Античности, когда резчики создавали на камнях сложные эффекты, обыгрывали переходы цвета, добивались полупрозрачности материала. Сюжеты античных гемм были связаны с богами и героями, также на них появлялись портреты полководцев и монархов.
В Средневековье искусство глиптики активно развивалось на Востоке, где создавали геммы с каллиграфическими текстами. В эпоху Возрождения мастера копировали древнегреческие изделия, а также создавали собственные — как правило, портреты современников. Со временем геммы перестали цениться как самостоятельные произведения, ими стали украшать мебель и одежду.
ВРоссии глиптика известна прежде всего по античным геммам. Их коллекционировали ПетрIиЕкатеринаII: собрание императрицы насчитывало больше 300 образцов. В наши дни геммы можно увидеть в музеях России. Одно из самых известных произведений хранится вЭрмитаже — камея Гонзага. Ее создал неизвестный мастер Древнего Египта в III веке до нашей эры. Он запечатлел царя Птолемея II и его жену Арсиною II. Камея вырезана из сардоникса, одной из разновидностей оникса.
Кольцо с геммой. I век
Новороссийский исторический музей-заповедник, Новороссийск, Краснодарский край
Подвеска с геммой-литиком, бусинами и фигуркой черепахи. I–III века
Государственный исторический музей, Москва
Гемма с изображением Афродиты с зеркалом в руке. II век
Государственный исторический музей, Москва
Печать-гемма цилиндрическая на стремявидной дужке. I–III века
Государственный исторический музей, Москва
Подвеска-гемма с изображением мужчины. I–III века
Государственный исторический музей, Москва
Гемма с изображением коня. III век до н.э. — III век н.э.
Государственный исторический музей, Москва
Гемма с изображением всадника на коне. III век до н.э. — III век н.э.
Государственный исторический музей, Москва
Гемма с изображением Меркурия верхом на льве. III век до н.э. — III век н.э.
Государственный исторический музей, Москва
Гемма с изображением ангела. Конец XVIII — XIX век
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Глиптика «Богоявление (Крещение) Господне». XVIII–XIX века
Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
Гемма с изображением двух мужчин. XVIII–XIX века
Государственный исторический музей, Москва
Мастерская Тасси. Гемма с изображением кота. XVIII–XIX века
Государственный музей-заповедник «Архангельское», поселок Архангельское, Московская область