Часто термин используют как синоним целого художественного направления — геометрической
абстракции. Это течение зародилось в начале XX века на основе философии
кубизма. Кубисты выявляли первичные формы предметов: яблоко они изображали как шар, тело человека формировали из цилиндров, конусов или кубов. Художники геометрической абстракции пошли дальше: они совсем отказались от узнаваемых предметов и стали изображать только формы в разных соотношениях друг с другом.
Это направление развивалось одновременно в нескольких странах и включило в себя множество ответвлений. Так, в России в 1910-х годах Казимир Малевич создал знаменитый
«Черный квадрат» и другие
супрематические композиции, где чистые геометрические формы парили в белом пространстве. Важную роль в геометризме сыграл
лучизм Михаила Ларионова, в котором композиция строилась из пересечения линий-лучей.
Конструктивисты создавали геометричные архитектурные проекты, мебель, рисунки на тканях.
В Голландии в те же годы чистыми формами увлеклась группа «Де Стейл» во главе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Они сформулировали идею неопластицизма — искусства чистых линий и цветов, которые должны были раскрыть первичную схему природы. Картины Мондриана — одни из самых узнаваемых в мире. Самую известную работу — «Композиция с красным, синим и желтым» — он создал в 1930 году. Художник написал черные линии на белом фоне, которые пересекаются под прямыми углами и образуют квадраты и прямоугольники. Три фигуры закрашены чистыми цветами спектра: красным, синим, желтым.
Геометризм не терял позиций в течение ХХ века и ярко проявился в
живописи,
скульптуре,
керамике, архитектуре. Он остается востребованным и в наши дни. В
России к этому направлению относятся картины Искандера Ильязова и
муралы Дмитрия Аске.