ФРИ́З

ФРИ́З
Фризом называют архитектурный элемент здания — одну из горизонтальных частей фасада над колоннами. Как правило, его декорируют разными изображениями.
Происхождение этого термина вызывает споры в научной среде. По самой распространенной версии, он восходит к французскому frise, что переводится как «кудрявый».

В Древней Греции фриз был неотъемлемой частью любого здания. Архитекторы часто декорировали его рельефами. Выбор рисунков зависел от ордера — системы горизонтальных и вертикальных частей постройки. Самыми распространенными ордерами в Древней Греции были ионический и дорический. В дорическом ордере фриз заполняли геометрическими узорами, а в ионическом — рельефами с изображениями животных и людей. А иногда фриз просто расписывали красками.

Со временем фриз стали помещать не только над колоннами, но и в других частях зданий. Например, у Пергамского алтаря, построенного во II веке до нашей эры, фриз находится не в верхней части, а под колоннами и богато украшен скульптурами.

В эпоху барокко архитекторы начали нарушать принятые правила расположения фризов. Изображения на этих элементах перестали зависеть от ордера, авторы стали свободны в выборе рельефов и рисунков. Так, Берлинский кафедральный собор архитектор Юлиус Рашдорф украсил дорическим фризом, в то время как сам собор построен по более сложной, римской системе.

В Россию фриз пришел вместе с европейскими традициями в искусстве в XVIII веке. Поэтому в отечественной архитектуре он с самого начала не зависел от ордера. Так, Джакомо Кваренги, когда строил Кабинет Его Императорского Величества в Аничковом дворце, использовал ионический ордер, а фриз — дорический. Однако некоторые архитекторы все же следовали античным правилам. Как, например, Иван Старов: построенный по его проекту Таврический дворец целиком соответствует дорическому ордеру.
Материалы по теме