Фовизм — художественное направление, которое появилось на рубеже XIX–XX веков во Франции и существовало всего четыре года — с 1904-го по 1908-й.
Термин
fauvisme получил свое название от французского определения
fauve, которое означает «дикий». Осенью 1905 года последователи нового художественного течения представили свои работы на Парижском салоне. После выставки критик Луи Воксель опубликовал рецензию «Донателло среди диких зверей», в которой и назвал художников
les fauves, то есть «дикарями».
Творчество фовистов считали слишком
авангардистским. Публика и критики не сразу приняли их смелые и энергичные краски. Однако «дикие» художники вдохновлялись работами мастеров классической живописи: Гюстава Моро, Эжена Карьера, Леона Бонна, а также картинами предшествующих эпох — от романтизма и
импрессионизма до неоимпрессионизма и
символизма.
Лидером фовистов был французский художник и скульптор Анри Матисс. Эксперты считают, что новое художественное течение началось с его ранней работы «Роскошь, покой и наслаждение». В ней сосредоточены ключевые приемы фовизма: обобщение формы, пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, а также уход от светотени и линейной перспективы. Матисс создал новый стандарт живописи — декоративного полотна, где главную роль стало играть цветовое пятно. До него подобного в живописи не было.