Форшлагом в музыке называют исполнение одной или нескольких вставных нот перед основным тоном. Форшлаг — это дополнительное украшение, он не занимает отдельную долю при счете, а исполняется за счет длительности основного звука. Таким образом основная нота как бы включает в себя две части — вставку-вступление и собственно основной тон. В современной нотной записи форшлаги печатают мелким шрифтом.
В русском языке закрепился немецкий вариант термина —
Vorschlag, который, в свою очередь, является переводом с итальянского. По-итальянски термин звучит как
appoggiatura, то есть «подпорка, поддержка».
Форшлаг произошел от средневековой музыкальной фигуры — плики. Плика — особое скольжение голоса вниз или вверх после основной ноты — встречалась в русской народной музыке, в творчестве скоморохов и гудошников (гудошниками называли профессиональных музыкантов, развлекавших народ игрой на гудке — древнерусском подобии скрипки). Однако «официальная» духовная музыка украшения-мелизмы не признавала: считалось, что мелкие «кокетливые» вставки лишают мелодию необходимой торжественности и значительности.
Форшлаги и другие вставные орнаменты начали появляться в произведениях русских композиторов в эпоху классицизма — под влиянием западной моды на утонченное и витиеватое звучание. В XIX веке авторы использовали такие украшение, чтобы изобразить звуком голоса птиц, детей, капли воды. Например,
Петр Чайковский в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» с помощью форшлагов и других
мелизмов имитировал трели птиц.