Эссе ― это произведение небольшого объема на конкретную тему. Автор в свободной форме выражает свою точку зрения, обычно полагаясь на собственный опыт. Эссе не имеет четких жанровых границ. Лингвисты и литературоведы относят к этому жанру философскую, литературно-критическую, историко-биографическую и публицистическую
прозу.
Русское слово «эссе» произошло от французского
essai, которое означает «пробу», «испытание», «опыт», «попытку». Этот французский термин образовался от латинского
exagium ― «взвешивание».
Основателем жанра считают французского философа Мишеля Монтеня. В конце XVI века он написал работу «Les Essais» ― «Опыты», она и дала название всем дальнейшим произведениям такого рода. В сочинение вошли разнообразные по объему, сюжету, стилю и тематике размышления, которые объединила только личность их автора. Как писал Монтень, «
содержание моей книги ―
я сам».
Похожий жанр существовал и в
Японии. Там он возник гораздо раньше ― в X веке — и назывался «дзуйхицу». Его основательницей была фрейлина императорской свиты Сэй Сёнагон. Она написала произведение «Записки у изголовья», куда включила свои мысли и наблюдения, особый взгляд на привычные вещи, явления и события.
После выхода «Опытов» жанр эссе стал популярен в Европе, а затем и в США. К XIX веку он уже сделался традиционным для литературы этих стран.
Эссеистами были писатель Дени Дидро, просветитель Вольтер, поэт Генрих Гейне, писатель Генри Торо, драматург Бернард Шоу, философ Жан-Поль Сартр.
С постепенным включением жанра в мировую литературу сформировались его основные черты: обращение к проблемам нравственности и философии, использование рассуждения и описания, присутствие сюжета только для пояснения точки зрения автора, индивидуальность речи и стиля.
Примеры эссе в отечественной литературе — произведения «Былое и думы»
Александра Герцена,
«Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Выбранные места из переписки с друзьями»
Николая Гоголя. В XX веке эссе писали
Илья Эренбург,
Юрий Олеша, Виктор Шкловский,
Иосиф Бродский.