Сам термин происходит из древнегреческого языка. Он образован от двух корней:
ἐπι — «на, сверх», и
λόγος — «слово». А полностью
έπίλογος переводится как «послесловие».
Понятие эпилога впервые возникло именно в древнегреческой литературе. Так античные драматурги называли монолог-заключение. В нем артисты от лица автора разъясняли зрителям, как следует понимать спектакль и какие смыслы заложил в него создатель.
В литературе сложились разные типы эпилога. Повествовательный эпилог рассказывает, чем завершилась история после того, как основной конфликт разрешился, или что произошло после этого с персонажами. В некоторых случаях автор предлагает альтернативное видение событий или сообщает, как можно трактовать весь сюжет или его основные линии. Переходный эпилог легко узнать по обороту «столько-то лет спустя». Из него читатели, как и из повествовательного, узнают, как сложилась дальнейшая жизнь героев. Отличается он тем, что в переходном эпилоге автор сообщает о значительных переменах, обозначает, что персонажи начали нечто новое. Так называемый эпилог сна представляет собой видение или фантазию одного из героев произведения. Так автор раскрывает его мотивацию, желания. Иногда такая концовка позволяет создать новое произведение, так как становится своеобразным сюжетным крючком к нему. Пародийный эпилог помогает
иронически обыграть описанные события. А последний тип эпилога чаще встречается в документальной или научной литературе. Это отзыв — тексты, которые написали эксперты о герое книги.
Также литературоведы делят эпилоги на те, которые предполагают закрытый или открытый финал. Если писатель сообщает о том, как уже сложилась жизнь героев, такую концовку можно считать закрытой. Изменений она не предполагает. Если же автор рассказывает, как персонажи начали меняться, это можно считать открытой концовкой.
К произведениям с закрытым эпилогом относят
роман «Отцы и дети».
Иван Тургенев посвящает читателей в то, какой стала жизнь героев после основных событий, но не предлагает новой перспективы. А открытые эпилоги можно найти в
«Евгении Онегине» Александра Пушкина,
«Преступлении и наказании» Федора Достоевского и
«Войне и мире» Льва Толстого: они описывают эволюцию персонажей и намекают, что их судьба может измениться.