ЭНКÁУСТИКА

ЭНКÁУСТИКА
Энкаустика, или восковая живопись, — это особая техника рисования, в которой используется воск. Этим же словом обозначают краски с воском в составе.

Термин энкаустика — греческого происхождения. Его название переводится как «выжигание». Сама технология тоже зародилась в Древней Греции. Такую технику описал древнеримский мыслитель Плиний Старший в энциклопедии «Естественная история» в I веке до нашей эры: уже тогда она была очень популярна. Плиний Старший писал, что ею пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий, которые жили еще в V веке до нашей эры.

Краски для энкаустики состояли из пчелиного воска, пигмента, смолы и масла. Их наносили в расплавленном виде с помощью кисти или каутерия — специального бронзового шпателя, лопатки. В качестве основы для картины обычно брали подготовленное дерево. Его предварительно слегка подогревали, чтобы краски ложились лучше. В конце рисунок закрепляли — оплавляли с помощью жаровни. В итоге получалось яркое и очень прочное изображение.

Обычно в этой технике создавали произведения станковой живописи — отдельные картины. А вот стены так расписывали редко, в основном в тех местах, где изображения в других техниках разрушились бы быстрее, например в банях.

Один из самых известных примеров энкаустики — фаюмские портреты. Они были созданы в I–III веках нашей эры в Египте римскими мастерами (этот регион тогда был частью Римской империи). Подобные портреты использовали вместо погребальных масок. Из-за засушливого климата Египта они хорошо сохранились до наших дней. Фаюмские портреты созданы профессиональными художниками, их отличают яркие краски, правильные пропорции. Многие изображения украшены сусальным золотом. В России большая коллекция фаюмских портретов хранится в ГМИИ им. Пушкина. Музею их передал один из первых в мире египтологов Владимир Голенищев в 1909 году.

В технике энкаустики написаны и раннехристианские иконы, например древнейшее сохранившееся изображение Христа — Христос Пантократор из Синайского монастыря. Однако постепенно восковая живопись была забыта, ее вытеснила темпера.

В XX веке интерес к энкаустике вырос: появились новые инструменты, с помощью которых можно было работать с восковыми красками. Современные художники, рисующие в подобной технике, используют паяльники и электрические утюги.
Материалы по теме