Эмблемы возникли в изобразительном искусстве. От других изображений они отличались тем, что в обобщенном виде представляли широкое значение. Например, гербы можно считать эмблемами. Двуглавый орел олицетворял мощь Российской империи, а серп и молот как орудия труда обозначали союз рабочих и крестьян.
Похожие свойства есть у символов и
аллегорий. Эмблемы от них отличаются тем, что сочетают обобщенные и конкретные черты понятия, которое изображают. Так, сердце со стрелой — известная эмблема любви, в которой оба предмета использованы в иносказательном виде.
Само слово «эмблема» появилось в древнегреческом языке, где означало накладное украшение на броне. В Древнем Риме так называли знак легиона или знак отличия, принадлежности к социальному классу. В XV веке такие эмблемы обрели структуру, которая существовала еще несколько столетий. Она состояла из трех частей — условного изображения, короткого девиза и стиха-пояснения.
Эмблемы чаще всего встречались в визуальном искусстве, но их применяли и писатели. В литературе этот прием стал популярен в XVI—XVIII веках, особенно в эпоху
барокко, когда в произведениях появлялись олицетворенные Милость, Доброта, Скупость и другие
абстрактные понятия. Например, череп шута Йорика в пьесе
Шекспира «Гамлет» современники считали эмблемой быстротечности жизни.
В русской литературе эмблемы часто использовал автор второй половины XVIII — начала XIX века
Гавриил Державин. Он помещал в финал своих стихов небольшие изображения и добавлял к ним комментарий
прозой. Таким поэт хотел видеть свое собрание сочинений.
Эмблемой литературоведы считают и образ лиры в раннем тексте
Александра Пушкина: