Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве XX века. Художники-экспрессионисты стремились не воспроизводить окружающий мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние с помощью формы и цвета. Они часто обращались к темам страха, разочарования, страдания, тревоги, боли и негодования, а для выражения этих сильных чувств использовали неровные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.
Направление получило свое название от французского слова
expressio — выражение. Официальной датой возникновения экспрессионизма эксперты считают 7 июля 1905 года. Именно тогда в Дрездене четыре студента-архитектора — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель — решили изменить немецкое искусство и создали первое экспрессионистское объединение «Мост».
Художники осуждали поверхностное правдоподобие
импрессионизма и стремились вернуть искусству глубинный смысл. Кроме того, они считали, что мир находится на пороге глобальной катастрофы. Тревогу и ожидание тотальных перемен экспрессионисты и выражали в своих работах.
Характерными представителями этого течения также были австрийцы Эгон Шиле и Оскар Кокошка. Они писали на чувственные и мистические темы, изображали обнаженные фигуры в театральных позах и использовали в своих работах грязные оттенки цветов.
Норвежского живописца Эдварда Мунка тоже считают экспрессионистом, хотя он начал писать еще до формирования этого направления. В молодости Мунк восхищался импрессионизмом, но незадолго до
Первой мировой уже пережил несколько нервных срывов. Так появились «Крик», «Мадонна», несколько вариантов «Смертного одра» и другие известные работы художника.