Последние десятилетия XIX столетия во Франции называли
fin de siècle — «конец века», который стал эпохой декаданса. Произведения этого времени воспевали состояние упадка, болезненности, пессимизма. Популярна стала эстетика смерти, а взгляд творцов был крайне субъективным и индивидуалистическим.
К известным поэтам декаданса причисляют Поля Верлена, Артюра Рембо. Среди художников его последователями были, например,
Густав Климт, Арнольд Бёклин и Гюстав Моро.
В
России декадентами называют ранних
символистов:
Константина Бальмонта, Федора Сологуба,
Зинаиду Гиппиус, Дмитрия Мережковского. А также художников —
Льва Бакста,
Михаила Врубеля и других. Однако взгляды исследователей на место декаданса в отечественном искусстве расходятся. Например, Константин Бальмонт считал, что декаданс, символизм и
импрессионизм были тремя разными течениями, которые то пересекались, то расходились. А другой русский поэт,
Андрей Белый, писал:
«Cимволисты — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок… в декаденте его упадок есть конечное разложение; в символисте декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты».