Дадаизм ― это
авангардистское литературно-художественное движение. Оно возникло во времена
Первой мировой войны. Течение основала группа европейских диссидентов, которая собралась в Цюрихе в 1915 году: поэт Хуго Балль с женой Эми Хеннингс, драматург Тристан Тцара, писатель Рихард Хюльзенбек, скульптор Ханс (Жан) Арп и художник Марсель Янко.
В 1916 году Хуго Балль открыл заведение под названием «Кабаре Вольтер» — оно считается местом рождения дадаизма. Именно здесь прошли первые выступления группы ― чтение абсурдистских стихов, пьес, исполнение песен и танцев, изготовление масок. Главной целью своих представлений основатели движения видели критику современного искусства и буржуазного общества. Настроенные пацифично, дадаисты считали, что именно буржуазия виновна в разразившейся войне. В своих произведениях они следовали принципам иррациональности, анархии и бессистемности. Сам Балль был уверен, что
«дадаизм ― это идея абсолютного примитивизма, соразмерного примитивизму нашего времени».
Большинство исследователей считают, что слово «дада» обнаружил в словаре Ларусса Тристан Тцара. Он же в манифесте 1918 года написал:
«На языке негритянского племени кру оно означает хвост священной коровы. В некоторых областях Италии так называют мать. Это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае ― нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
В литературе последователи дадаизма пародировали традиционные формы и ломали смысловые структуры вплоть до разрушения грамматики и создания новых слов. В художественном творчестве их главным приемом был коллаж.
Из Цюриха движение распространилось в Западную Европу и Америку: дада-выставки устраивали в Берлине, Париже и Нью-Йорке.
В 1920-х годах литературный кружок отечественных дадаистов существовал в
Москве и
Ростове-на Дону. Он назывался «Ничевоки». Лидером группы был поэт Рюрик Рок.