БЫТОВО́Й ЖАНР

БЫТОВО́Й ЖАНР
Для бытового жанра в искусстве характерно изображение повседневной жизни человека, частной и общественной. Авторы создают работы на тему семейного быта и учебы, запечатлевают сцены труда и праздничных событий.
Бытовые детали встречались еще в произведениях Античности и Средневековья, с их помощью иллюстрировали многие религиозные сюжеты. Как самостоятельный жанр бытописание сложилось в искусстве Востока: его примеры сохранились в древних миниатюрах, росписях и рельефах храмов Индии, Китая и Японии. Расцвет жанра произошел в XVII веке в Нидерландах.

Голландские мастера стали изображать людей из разных сословий в их повседневной жизни: торговцев на рынках, аристократов за беседой, крестьян за обедом. Известным примером стала «Кружевница» Яна Вермеера.

В русском искусстве зарождение бытового жанра было связано с иконами и церковными росписями XVI века. Самостоятельные же произведения в бытовом жанре стали появляться только на рубеже XVIII—XIX веков. Сценки из крестьянской жизни писал Алексей Венецианов: «На жатве. Лето», «Гумно», «На пашне. Весна». А со второй половины XIX века жанровая живопись стала основой творчества многих мастеров из Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники изображали бытовые сцены, чтобы заострить внимание на актуальных общественных проблемах и тяготах жизни простого народа. Так, на полотне «Тройка» Василия Перова изображены дети, которые в мороз тащат сани с тяжелой бочкой воды.

В бытовом жанре создавали и скульптурные композиции — обычно небольшого размера и чаще всего на народные или фольклорные сюжеты.
Материалы по теме