Для бытового жанра в искусстве характерно изображение повседневной жизни человека, частной и общественной. Авторы создают работы на тему семейного быта и учебы, запечатлевают сцены труда и праздничных событий.
Бытовые детали встречались еще в произведениях Античности и Средневековья, с их помощью иллюстрировали многие религиозные сюжеты. Как самостоятельный жанр бытописание сложилось в искусстве Востока: его примеры сохранились в древних миниатюрах, росписях и рельефах храмов Индии, Китая иЯпонии. Расцвет жанра произошел в XVII веке в Нидерландах.
Голландские мастера стали изображать людей из разных сословий в их повседневной жизни: торговцев на рынках, аристократов за беседой, крестьян за обедом. Известным примером стала «Кружевница» Яна Вермеера.
В русском искусстве зарождение бытового жанра было связано с иконами и церковными росписями XVI века. Самостоятельные же произведения в бытовом жанре стали появляться только на рубеже XVIII—XIX веков. Сценки из крестьянской жизни писал Алексей Венецианов: «На жатве. Лето», «Гумно», «На пашне. Весна». А со второй половины XIX века жанровая живопись стала основой творчества многих мастеров из Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники изображали бытовые сцены, чтобы заострить внимание на актуальных общественных проблемах и тяготах жизни простого народа. Так, на полотне «Тройка» Василия Перова изображены дети, которые в мороз тащат сани с тяжелой бочкой воды.
В бытовом жанре создавали искульптурные композиции — обычно небольшого размера и чаще всего на народные илифольклорные сюжеты.
Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Середина 1820-х
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Гумно. 1821
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Середина 1820-х
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Тройка. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Степанов. Утренний привет. 1897
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
Иван Куликов. С праздником (Зарделась). 1911
Муромский историко-художественный музей, Муром
Алексей Степанов. Приезд учительницы. 1908
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Адриан Волков. Обжорный ряд в Петербурге. 1858
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Зеркало привезли. 1910-е
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Василий Максимов. Будущий художник. 1899
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Михаил Клодт. Шорник. 1860-е
Донецкий областной художественный музей, Донецк
Михаил Клодт. За чайком. 1889
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск