Название «брутализм» происходит от французского выражения
béton brut, что переводится как «необработанный бетон». Существует несколько версий появления этого термина. Французский архитектор Ле Корбюзье так назвал материалы, которые использовал для оформления фасадов зданий в конце 1940-х годов. Элисон и Питер Смитсоны определили этим словом стиль своих построек в статье для журнала Architectural Digest в 1953 году. А шведский архитектор Ханс Асплунд употребил его, когда описывал виллу Гёт в городе Упсала в начале 1950-х. Но широко известен термин стал после 1966 года, когда критик Рейнер Бэнем написал книгу «Новый брутализм. Этика или эстетика?». Он предложил добавить к названию стиля слово «новый», чтобы подчеркнуть его современность. Так за одним направлением закрепились два термина — брутализм и необрутализм.
В книге Бэнем выделил три основных принципа архитектуры брутализма: формальная четкость плана, ясная демонстрация структуры и учет свойств, присущих материалам в готовом виде. Здания в этом стиле отличают массивные композиция и объем, простой декор фасада или его отсутствие, необычная форма. Основным строительным материалом в брутализме стал неотделанный бетон. Но так же часто архитекторы работали с кирпичом, грубым камнем, металлическими каркасами. Так они поддерживали идею честности: здания должны были выполнять свои функции, а не поражать красотой декора.
Расцвет брутализма пришелся на 1950−60-е годы. Чаще всего архитекторы создавали в этом стиле социальные объекты — библиотеки, мэрии, университеты, недорогое жилье. Например, Моше Сафди построил жилой комплекс «Хабитат 67» в Монреале; Алвар Аалто — городской центр в финском Сяюнятсало; Кэндзо Тангэ — гимнастический зал в японской префектуре Кагава; Джеймс Стерлинг — инженерный корпус Лестерского университета в Великобритании.
В 1970-х годах из-за экономического кризиса подобных зданий стало гораздо меньше, а сам брутализм стал ассоциироваться с мрачностью, грубостью, тоталитаризмом. Поэтому в Европе и Америке вскоре почти полностью отказались от этого стиля. А в СССР и других социалистических странах он сохранился до конца 1980-х годов. В стиле брутализма построены
Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова,
Большой концертный зал Красноярской краевой филармонии,
Чувашский государственный театр оперы и балета.