Бисквит — это один из видов керамических изделий. Так называют предметы, непокрытые глазурью, или особый вид фарфора с немного шершавой фактурой поверхности.
Название происходит от французского слова biscuit — «сухарь», «сухое печенье». Оно восходит к латинскому bis coctum, что означает «дважды выпеченное». Для керамики бисквит используют массу из фарфоровой глины — каолин — и трех типов минералов: кварца, мела и полевого шпата. Смесь дважды обжигают при невысокой температуре. В первый раз это делают медленно, чтобы испарения воды не изменили форму изделия. После второго обжига получается предмет светлого оттенка с пористой, немного неровной поверхностью. Такие изделия легко впитывают воду и обладают высокой прочностью. Первые статуэтки из бисквита создали в 1751году на Севрской фарфоровой мануфактуре под Парижем. В их основу легли рисунки Жан-Жака Башелье в стилях рококо инеоклассицизм. Позже, когда с мануфактурой стал сотрудничать скульптор Этьен Морис Фальконе, севрские бисквиты прославились по всей Европе. В Российской империи неглазурованный фарфор производила Невская порцелиновая мануфактура, которую позже переименовали в Императорский фарфоровый завод — одно из четырех крупнейших фарфоровых предприятий Европы в XVIIIстолетии. К концу 1760-х годов Андрей Черный, мастер мануфактуры, создал первые отечественные бисквиты. Они быстро стали популярны — и вскоре в России стали даже коллекционировать неглазурованный фарфор. В советское время производство бисквита продолжили. Если дореволюции в этом материале выпускали в основном подражания античному искусству и цветы, то в СССР из него изготавливали фигурки рабочих, писателей-классиков и балетных артистов. Традиция продолжилась и в новейшее время. Так, в 2000-егоды художник Михаил Шемякин вместе с современным Императорским фарфоровым заводом создал серию из 12 фигурок «Уход гостей» по мотивам своего балета «Щелкунчик», который вышел вМариинском театре.
Михаил Шемякин. Императорский фарфоровый завод, Москва. Подарочный набор «Уход гостей» по мотивам балета «Щелкунчик»
Фотография: ipm.ru
Неизвестный скульптор. Группа бисквитная «Аллегория» (женские и детские фигурки). Конец XVIII века
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный скульптор. Чернильница фарфоровая с бисквитным амуром. 1850-е
Тверская областная картинная галерея, Тверь
Николай и Элеонора Пименовы. Фарфоровый бисквитный букет. 1967
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный скульптор. Скульптурное изображение белого бисквита «Пушкин перед дуэлью». 1946–1957
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Луи-Симон Буазо. Бисквитный бюст Александра I. 1808
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный скульптор. Скульптура «Волчонок». Из комплекта миниатюрной скульптуры из раскрашенного бисквита. 1920–30-е
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород