БИСКВИ́Т
Бисквит — это один из видов керамических изделий. Так называют предметы, непокрытые глазурью, или особый вид фарфора с немного шершавой фактурой поверхности.
Название происходит от французского слова biscuit — «сухарь», «сухое печенье». Оно восходит к латинскому bis coctum, что означает «дважды выпеченное».

Для керамики бисквит используют массу из фарфоровой глины — каолин — и трех типов минералов: кварца, мела и полевого шпата. Смесь дважды обжигают при невысокой температуре. В первый раз это делают медленно, чтобы испарения воды не изменили форму изделия. После второго обжига получается предмет светлого оттенка с пористой, немного неровной поверхностью. Такие изделия легко впитывают воду и обладают высокой прочностью.

Первые статуэтки из бисквита создали в 1751 году на Севрской фарфоровой мануфактуре под Парижем. В их основу легли рисунки Жан-Жака Башелье в стилях рококо и неоклассицизм. Позже, когда с мануфактурой стал сотрудничать скульптор Этьен Морис Фальконе, севрские бисквиты прославились по всей Европе.

В Российской империи неглазурованный фарфор производила Невская порцелиновая мануфактура, которую позже переименовали в Императорский фарфоровый завод — одно из четырех крупнейших фарфоровых предприятий Европы в XVIII столетии. К концу 1760-х годов Андрей Черный, мастер мануфактуры, создал первые отечественные бисквиты. Они быстро стали популярны — и вскоре в России стали даже коллекционировать неглазурованный фарфор.

В советское время производство бисквита продолжили. Если до революции в этом материале выпускали в основном подражания античному искусству и цветы, то в СССР из него изготавливали фигурки рабочих, писателей-классиков и балетных артистов.

Традиция продолжилась и в новейшее время. Так, в 2000-е годы художник Михаил Шемякин вместе с современным Императорским фарфоровым заводом создал серию из 12 фигурок «Уход гостей» по мотивам своего балета «Щелкунчик», который вышел в Мариинском театре.
Материалы по теме