Бидермейер, или бидермаер, — это художественное течение, которое было популярно в немецкоговорящих странах в период между 1815 и 1848 годом. Однако многие искусствоведы считают, что выделять бидермейер как отдельный художественный стиль нельзя, так как у него не было особых черт и признаков стиля.
Название течения произошло от имени выдуманного персонажа — Готлиба Бидермейера. Фамилия его переводится как «простодушный господин Мейер». Этого героя придумал немецкий писатель Людвиг Айхродт. Готлиб был стереотипным мелким буржуа, который писал наивные стихи и публиковал их в мюнхенском еженедельнике. Образ Бидермейера замышлялся каккарикатура на тех представителей среднего класса, которые уделяли больше внимания собственному комфорту, нежели общественным делам.
Появление течения было реакцией на политический кризис в Европе. Когда закончились Наполеоновские войны, наступили застой и разочарование в прежних идеалах. Многие люди, в том числе художники, хотели уйти от общественной жизни и спрятаться в семейном кругу, среди близких друзей, за домашними делами и увлечениями.
Поэтому в искусстве того периода все высокое сводилось к обыденному и бытовому: романтическая невероятная любовь — к тихой семейности, бурные страсти — к повседневным эмоциям, значительные личности — к обыкновенным людям. Искусство бидермейера стремилось установить гармонию, изобразить идиллию, которой не хватало в реальном мире.
Вживописи преобладал бытовой жанр, сюжеты были камерными и трактовались идиллически, реже — иронически. Стилистически изобразительное искусство было неоднородным: в нем проявлялись черты и позднего классицизма, иромантизма. Мастера того периода были внимательны к деталям, старались точно передать действительность.
Среди художников бидермейера известны Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд, Георг Фридрих Керстинг и другие живописцы. На работах Керстинга, например таких как «Внимательный читатель» или «У зеркала», изображены обычные люди за бытовыми делами, что было характерно для этого направления.
Эпоха бидермейера подошла к концу в 1848 году: тогда в Европе вспыхнули буржуазные революции и общество вновь заинтересовали социальные и политические вопросы.
Карл Шпицвег. Чтение. 1875
Частное собрание
Карл Шпицвег. Фермер у поля в Верхней Баварии. 1870-е
Частное собрание
Георг Фридрих Керстинг. Внимательный читатель. 1812
Новый музей, Веймар, Тюрингия, Германия
Иоганн Михаэль Недер. Спор кучеров. 1828
Верхний Бельведер, Вена, Австрия
Алексей Венецианов. Девушка на сеннике. 1830-е
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. Утро помещицы. 1823
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Федор Семенович Мосолов и двое служащих конного завода. 1830-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых. 1848
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1848
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный мастер с оригинала Роберта Бейшлага. Женщина в эпоху бидермейера. 1885