Бельведером называют надстройку здания, например башню или
купол, а также беседку на возвышенном месте. Иногда этот термин применяют к любым сооружениям, из которых открывается живописный вид.
Термин пришел в русский язык из итальянского. Дословно
belvedere переводится как «прекрасный вид». Башенки зданий и беседки на холмах стали так называть потому, что из них обычно хорошо просматривались окрестности.
Слово «бельведер» начали использовать в XV веке благодаря папе римскому Иннокентию VIII. По его приказу архитектор Донато Браманте построил в Ватикане дворец. Чтобы из здания можно было любоваться Римом, его воздвигли на высоком холме. Вскоре дворец получил название Бельведерского из-за красивого вида из окон. Позднее там открыли музей Пио-Клементино. А античные статуи Аполлона и Гермеса, которые украшали галереи здания, тоже стали называть Бельведерскими — по месту хранения.
Со временем Бельведерские дворцы появились в Чехии, Польше, Австрии. В
России подобное здание построили в
Петергофе по приказу
Николая I для его супруги Александры Федоровны. Для дворца выбрали самую высокую точку Лугового парка — Бабигонскую возвышенность. Со второго этажа можно увидеть Финский залив, Кронштадт и купола
Исаакиевского собора.
Словом «бельведер» стали называть не только здания, но и их надстройки — башни, купола. Особенно популярны они были в конце XVIII — первой половине XIX века, в эпоху классицизма. О доме с бельведером мечтал помещик Манилов — герой поэмы
Николая Гоголя «Мертвые души»: «
Огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».
Одно из самых известных зданий с бельведером в России —
Дом Пашкова в
Москве. С него открывается вид на
Кремль. По легенде, именно с этого бельведера в романе
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Воланд любовался Москвой: «
На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до краев».