АВАНГÁРД

АВАНГÁРД
Авангард — это общее название прогрессивных течений и направлений в искусстве.
В русский язык термин пришел из французского, где словом avant-garde называли отряд, который находился впереди главных сил. Из военного дела понятие перешло в политику, а в 1885 году французский искусствовед Теодор Дюре впервые использовал его в художественной критике.

У авангарда как направления искусства нет четкого стиля. Его последователи отрицают традиционный общественный уклад и стремятся к радикальным переменам в искусстве. К художественному авангарду искусствоведы относят, например, работы кубиста Пабло Пикассо, сюрреалиста Марселя Дюшана, представителя абстрактного экспрессионизма Роберта Раушенберга и других художников-новаторов.
Русский авангард — обобщающее название новаторских художественных течений начала ХХ века, которые провозглашали решительный отказ от классических норм и принципов искусства. В работах отечественных авангардистов соединились элементы различных европейских направлений: постимпрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, футуризма и других.

Темп смены художественных тенденций был крайне высок: на протяжении творческого пути мастера авангарда не единожды меняли свою живописную манеру и выступали авторами собственных концепций и манифестов. Кроме того, авангардисты смело экспериментировали с материалами и средствами выразительности: упрощали формы, утрировали цвета, использовали техники коллажа и ассамбляжа, компонуя на плоскости объемные предметы.
По мнению искусствоведов, в России термин «авангард» впервые использовал отечественный художник и критик Александр Бенуа. В отзыве на выставку Союза русских художников 1910 года он разделил всех ее участников на «авангард», «центр» и «арьергард».
Одним из самых значительных объединений авангарда было общество художников «Бубновый валет». У его истоков стояли Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов.

Эти художники бунтовали против официальной живописи Академии, реализма передвижников, а также эстетизма символистов. Бубно­валетцы стремились вернуть искусству ясность и однозначность, создавали яркие жизнерадостные работы и вдохновлялись народным творчеством.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме