Ариозо — это жанр вокальной музыки, который можно назвать средним между арией и речитативом. В ариозо нет такой четкой структуры, как в арии, а его мелодия более простая и напевная, чем у речитатива. Поэтому ариозо и получило свое название: в переводе с итальянского
arioso означает «наподобие арии».
Ариозо появилось в XVII веке в операх и
кантатах итальянских композиторов Марка Чести и Клаудио Монтеверди как связующее звено между речитативом и арией. Затем его стали включать в сцены речитативного, декламационного характера. Такие музыкальные элементы использовал, например,
Иоганн Себастьян Бах в кантате «Страсти по Матфею». Немецкий философ и музыкант Альберт Швейцер писал об этом сочинении:
«Красота и совершенство выразительности речитативов в партиях Евангелиста и Христа находятся за гранью того, что поддается анализу… Слова Иисуса передаются… речитативом в форме ариозо с сопровождением струнного квартета. Мягкие, светящиеся гармонии скрипок, вступающие при словах Иисуса, окружают его словно нимбом. Декламация Евангелиста в целом лишена украшений, задумана как объективное повествование». А большую сцену распятия и смерти Иисуса Бах построил по схеме: речитатив, ариозо, ария с хором, речитатив, хор, погребальный хорал.
С развитием оперной музыки в XIX веке в России ариозо превратилось в небольшую арию. Так, в опере
Петра Чайковского «Чародейка» ариозо Кумы было более декламационным, а в его же опере «Мазепа» главный герой исполнял лирическое, песенное ариозо.
В операх XX века ариозо встречалось гораздо реже. Например,
Игорь Стравинский в «Похождениях повесы» использовал его, чтобы описать чувства Энн, пришедшей к дому жениха, от которого давно не было вестей.